INTERVIEW — Дмитрий Волков
Будущее дорог глазами экспертов
Футуристический и реалистический прогноз развития дорог.

Беседовали Дмитрий Волков (директор по развитию ЗАО "Стек Софт", к.ф.-м.н.) и Светлана Куныгина (генеральный директор ONLY air, управляющий партнер интеллектуального акселератора 42LAB)



С. — Есть футуристический прогноз, есть реалистический и в парадигме между футуризмом и реализмом обычно происходит основное развитие событий. Разговариваю сейчас на тему дорог с очень многими компаниями и в глазах подавляющего большинства вижу пустоту с точки зрения понимания сути происходящего.

Мало кто осознает, что дороги превратились в платежную систему, систему слежения, систему контроля. Дорогу до сих пор понимают как кусок асфальтовой ленты, дающей возможность переместиться из точки А в точку Б.

То чем стала дорога по сути не воспринимается хотя бы даже как новая особенность — новая сущность объекта. В связи с этим никто не выстраивает процессов относительно этого понимания, кроме тех, кто как-то пытается извлекать из этого деньги. Тех, кто прокладывает сети, пытается выстраивать логистику, кроме тех, кто пытается платежные системы повернуть в сторону дорог. Технически мы прямо сейчас можем оплачивать все, не выходя из машин и не заходя в помещения, а просто проезжая мимо антенн, если у нас так настроены наши гаджеты. По большому счету, осуществить эту стыковку оплаты налоговой декларации или оплаты квартиры при помощи антенн и ПО уже возможно. Не нужно никуда заезжать — можно просто ходить или ездить и осуществлять платежи.

Чисто технически этот мир изменился. Уже нет той дороги, которая «путь». Раньше было абсолютно необходимо выйти из точки А и прийти в точку Б. Мамонта тебе никто специально в пещеру не привозил. Тебе нужно было к нему тащиться. А потом его еще дотащить обратно. Сейчас такой задачи нет. Мы тащимся куда-то по привычке. Все может приехать к нам. Технически это уже осуществимо с большей или меньшей степенью удобств. Фактической необходимости куда-то ехать нет.

Д. У нас как у потребителей?

С. — Да, но это контекст. Это изменившаяся суть дорог. Более того, вот-вот, прямо сейчас IoT перестанет быть шутками в стиле Задорнова о том, что утюг что-то сказал жене, подразумевая что только идиотам это может быть интересно. Утюг действительно что-то сможет говорить микроволновке для какой-то цели. Куртки сами смогут вызывать химчистки и т.д. То есть это просто станет бытовым, обыденным явлением. Технически это тоже уже возможно.

Значит все это скоро превратится в огромный экономический комплекс с дорогами, по которым приедет нужная служба. Этого понимания я не встречаю практически ни у кого. Повторюсь, что дорога до сих пор воспринимается как что-то совершенно обыкновенное.

В чем вопрос. Интересно узнать у вас, как у человека, который создает такую сложную «историю» как биллинговая система, система, которая может сосчитать и учесть множество данных, куда движется мир технологий. Как может измениться роль дорог в ближайшем будущем? Реалистичный прогноз и футуристический.

Д. Такой реалистично-футуристичный прогноз состоит в том что, наверное, по крайней мере, платные дороги — дороги, которые строятся специально. Не существующая дорожная сеть, а то что мы называем» интеллектуальные», они станут первыми дорогами по которым поедут машины без водителей. И это будет некий определенный сервис. Если сейчас этот сервис состоит в том, что по можно по платной дороге доехать быстрее, меньше выбросить чего-то там в окружающую среду и так далее… то дальше это будет сервис который поможет доехать без водителя. Можно будет сесть на заднее сиденье и почитать газету. При том, что по обычной дороге по-прежнему придется ехать самому.

Первые самоуправляемые автомобили, безусловно, поедут по тем дорогам, которые для этого лучше предназначены. А это, безусловно, платные дороги, на которых вся эта инфраструктура уже почти есть или на которых ее внедрить гораздо проще, чем на всех остальных. И это, кстати, прогноз не очень отдаленный. Вполне реалистичный. Дальше хуже, конечно, дальше это все станет утилитарным. Технологии достигнут того, что машины смогут так ездить и по обычным дорогам. Это некая кровеносная система, по которой что-то передвигается…

С. — А бесплатные сохранятся?

Д. — Может они, кстати, все дороги бесплатные и станут. Я думаю, что может быть, структура платы изменится. То есть, в какой-то момент времени, может? Не имеет смысла брать деньги конкретно за дорогу. То есть — платишь за жизнь, грубо говоря. Если ты живешь в Москве, то за то что ты тут живешь ты платишь, там, сто рублей в месяц. Имеешь право, соответственно, пользоваться дорогой и т.п.

С. — Подписка на Москву?))

Д. Конечно, потому что на самом деле продавать просто дорогу в ближайшем будущем будет довольно глупо. Нужно продавать комплексный продукт — общественный транспорт, плюс еще что-то и еще что-то.

С. — Что-то типа МААС-систем?

Д. Да. И роль конкретно дороги будет, конечно теряться. Она вольется в какую-то инфраструктуру.

С. — А может быть история развития дорог в сторону воздухоплавания? Человек же для чего поехал на машине — захотел ускориться. Ускорился, но достиг предела.

Д. Наверное, вряд ли эти дроны просто так летают…

Я согласен с мыслью, которая в начале звучала — дорога существует, пока есть потребность куда-то ехать. Если потребность куда-то ехать пропадает, а все товары к тебе прилетают при помощи коптеров, то для чего нужна дорога становится не очень понятно. Для каких-то фриков.

Как у Пелевина в каком-то из последних романов, когда любовь отменили и осталось только некоторое количество фриков, которые занимались настоящей любовью. Так и здесь — останется некоторое количество людей, которые будут продолжать ездить по дорогам, хотя особой необходимости в этом может уже и не будет.


Руководитель научно-исследовательского
центра ГК «АБЗ-1»
Наталья
Майданова
«Большое внимание будет уделяться структуре верхнего слоя покрытия, который может быть изготовлен из специального вида материалов»
go
вы можете присоединиться
к беседе
&
руководитель проектов компании «Оператор скоростных автомагистралей» Группы ВТБ
Андрей
Смородин
«Дорога через сто лет? Мне кажется, она будет в любом случае, хотя бы пешая. Мне кажется, будет просто...»
директор по развитию
ЗАО "Стек Софт", к.ф.-м.н.)
Дмитрий
Волков
«...дорога существует, пока есть потребность куда-то ехать. Если потребность куда-то ехать пропадает...»
генеральный директор ONLY air, управляющий партнер интеллектуального акселератора 42LAB
Серия бесед с профессионалами отрасли
Светлана Куныгина
«Меня низменно восхищает, что даже самые грандиозные вещи вроде небоскреба или ракеты кто-то придумал и воплотил»
Будущее дорог
made by Creative marketing agency ONLY air 2019-2021
Россия,
Санкт-Петербург
адрес
e-mail
+7 921 948-6054
телефон
Contact us
LET'S START
Made on
Tilda